Автор текста — Виталий Говорухин, эксперт в области маркетинга и продаж, автор онлайн‑курсов, телеграм‑канала «Продажи в переписке» и одноимённой книги.
У всех, кто работает в продажах, встречается история: обсуждали проект, потенциальному клиенту было интересно, цены озвучили, но потом сделка зависла. Таких зависших лидов может быть много: десять, двадцать, у кого‑то — двести. Что делать?
Причины зависания сделок
Бывают разные ситуации: например, предложение не попало в бюджет — смета оказалась дороже в десять раз, чем клиент ожидал. Он не может сказать, что это дорого, и просто уходит из коммуникации.
Но предположим, что клиент целевой. Тогда причины молчания могут быть такие:
- смотрят конкурентов,
- хотят спокойно подумать,
- считают, «могут ли позволить»,
- консультируются с экспертами,
- нет времени осмыслить предложение,
- форс‑мажор.
Это нормальная история, потому что в В2В решения принимаются взвешенно.
Алгоритм работы с клиентской базой
Приходит заявка: вносим в базу, общаемся, понимаем, целевой или нецелевой клиент. Нецелевому говорим: «Извините, мы вам не подходим», целевому пробуем продать.
Если клиент ушёл к конкурентам, это не значит, что он не вернётся к нам позже. Подрядчики могут накосячить, появятся другие причины. Важно регулярно актуализировать, как идут дела у клиентов, какие у них задачи и проблемы.
Я рекомендую делать не менее четырех касаний в год по клиентам. Если реже — это не очень хорошо, люди увольняются, забывают про вас, связь теряется. Один‑четыре месяца — нормальный цикл коммуникаций, чтобы быть на связи.
Какие инструменты помогают «сдвинуть» подвисший проект
Инструмент работы с базой «Сообщение‑ретроспектива»
Напомнит клиенту, какие шаги совместно сделали в переговорах, какая проблематика была зафиксирована, какую задачу предстоит решить. Важно добавить призыв к действию в конце.
Пример:
В письме перечислена проблематика, которую обсуждали ранее: она должна снова включить ЛПР в переговоры. Человек увидит, что мы не просто обсуждаем очередные интеграции, обучение и прочую текучку. Он поймёт, что есть проблемы, которые на длинной дистанции дадут негативные последствия. В конце предлагается сделать диагностику и оценку квалификации.
Рекомендую заканчивать коммуникации понятным и — это важно — открытым вопросом.
✅ «Как вы смотрите на это предложение?»
Побуждает к развёрнутому ответу, клиент может высказать опасения или дополнительные пожелания, которые помогут сделать предложение для него ещё интереснее. Коммуникация продолжается и углубляется.
⛔️ «Может быть, у вас остались какие‑то вопросы?»
Побуждает сказать «Нет, спасибо». Коммуникация прерывается, нужно «пушить» человека вновь, чтобы продолжить.
Инструмент работы с базой «Как дела?»
Один из инструментов актуализации состояния клиентов называется «Как дела?».
Адресное сообщение помогает узнать, что происходит в бизнесе клиента прямо сейчас. Например:
Важно детально зафиксировать предысторию отношений в CRM и связать новое сообщение с тем, что обсуждали ранее. Дословное проговаривание очень хорошо работает: это показывает внимательность и профессионализм.
Пример более неформального общения:
Человек вышел из одного бизнеса и запустил другой. Я спрашиваю: «Удалось ли выбрать точку приложения сил?» Он отвечает, что сейчас занимается новым направлением. Я могу это использовать для последующих коммуникаций и продаж других решений.
Инструмент работы с базой «Двоечка»
Помогает укреплять связь с клиентом. Он состоит из двух элементов:
- Спрашиваем, как дела.
- Скидываем полезный материал для ЛПР, который с нами на связи.
Пример:
Я присылаю человеку полезный вебинар: «Как развивать личный бренд в социальных сетях и получать входящие заявки».
Через какое-то время спрашиваю, удалось ли глянуть:
У меня не было задачи предлагать консультацию, собеседник сам захотел её заказать.
Чтобы применять инструмент «Двоечка», нужно понимать, какие материалы могут быть полезны клиенту. У меня всегда есть что‑то, чем можно подогреть интерес, — даже если мы сейчас не работаем. Я веду базу знаний для руководителей отделов продаж, собственников, директоров по маркетингу, HR.
Если мы вспоминаем о клиенте только раз в год, когда горит план, это не очень хорошо: похоже на то, как одноклассники в школе начинают дружить с ребёнком перед днём рождения, чтобы их пригласили на праздник. Лучше быть на связи регулярно: ненавязчиво, но рядом.
_____
Важно поддерживать клиентскую базу в «живом» состоянии: раз в 1–4 месяца выходить на связь, спрашивать, как дела, безвозмездно присылать полезные материалы. Это поможет выстроить доверительные отношения, которые непременно скажутся на уровне продаж в лучшую сторону.
Хотите больше? Прочитайте статью Виталия о скриптах продаж.
Читайте также:
- Продажи в переписке: иллюзия или реальность
- Если нужно написать первое письмо потенциальному клиенту: как вести холодные продажи в переписке
- Три совета, которые повысят эффективность работы с B2B‑клиентами в мессенджерах
Посмотрите видео о том, как закрывать B2B‑сделки в мессенджерах.