4 вопроса и ответа про воронку продаж

4 вопроса и ответа про воронку продаж
Почему воронка не конвертит? В чём отличие воронки B2B от B2C? И другие вопросы.

Что такое воронка продаж?

«Воронка продаж» обозначает путь потенциального клиента к покупке. Состоит из нескольких шагов: обычно их называют верхней, средней и нижней частью воронки. Шаги могут различаться в зависимости от модели продаж компании.

Что такое воронка продаж и что в нее входит

Пример воронки продаж: базовая модель AIDA

Воронка продаж покажет, что влияет на действия возможных клиентов на каждом этапе. На основе этой информации компания сможет запускать маркетинговые мероприятия через правильные каналы, создавать цепляющие сообщения и предложения. Тем самым эффективнее превращать потенциальных клиентов в платящих.

В чём разница между маркетинговой воронкой и воронкой продаж?

На самом деле воронка одна, но её разделяют на сегменты маркетинга и продаж — в зависимости от того, какие инструменты влияют на потенциального покупателя.

Части воронки продаж в сфере маркетинга и продаж

Маркетинг сосредоточен на верхней части воронки, отдел продаж — на нижней

С помощью маркетинга компания привлекает внимание потенциального покупателя к бренду и вызывает у него интерес.

Маркетинговая воронка делится на две части:

  1. Лидогенерация: маркетинговые кампании для повышения узнаваемости бренда. Выставки, контент-маркетинг, вирусные кампании, онлайн-реклама, рассылки и многое другое.
  2. Развитие интереса к бренду. Потенциального покупателя детально знакомят с продуктом или услугой с помощью рекламного контента, дают ощущение, что именно этот товар удовлетворит потребности. Когда у покупателя возникает постоянный интерес, лид попадает в следующий сегмент воронки, где за дело берётся отдел продаж.

Отдел продаж отвечает за то, чтобы у потенциального покупателя возникло желание — для этого предложение должно быть интереснее, чем у конкурентов. И затем подталкивает к действию — покупке.

В мире маркетинга и продаж ведутся споры о том, кому именно принадлежит вся воронка в XXI веке. Потребители стали больше зависеть от цифрового контента, когда принимают решение о покупке. И за генерацию контента отвечает отдел маркетинга. Тем не менее, маркетинг и продажи продолжают работать в плотной связке, чтобы проводить потенциальных клиентов от точки входа в воронку до стадии покупки.

В чём разница между воронкой продаж для B2C и B2B?

Логика воронок продаж для B2C и B2B одинаковая: у них общие этапы осведомлённости, изучения предложения, покупки. Однако конкретные этапы воронки продаж будут отличаться: клиенты B2C и B2B ведут себя по‑разному, принимая решение о покупке.

Покупатели B2B долго сравнивают предложения, чтобы определить, какое лучше решает бизнес-задачу. Чаще всего в принятии решения участвует не один человек. Потребители, приобретающие товары для личного пользования, могут принимать решение о покупке импульсивно и в одиночку.

Верхняя часть воронки продаж для B2B будет уже, чем в B2C: количество целевых клиентов в B2B всегда меньше, а потому отделы маркетинга должны точно таргетироваться на аудиторию. У воронки B2C верхушка будет шире: она может захватить и конвертировать в покупателей даже побочную аудиторию, на которую бизнес не делал ставку.

Цикл продаж для компаний B2C намного короче, чем для B2B.

Почему воронка продаж не работает?

1. В воронке слишком много шагов

Чем сложнее воронка , тем больше потенциальных клиентов будет «теряться», уходить на каждом этапе.

2. В воронке недостаточно релевантных лидов

Важно убедиться, что маркетинговые усилия привлекают настоящих лидов, а не пустых — которые приносят трафик без шансов на конверсию. Отличный антипример — вирусный контент. Например, зажигательная реклама мясных продуктов в ТикТоке: люди пересылают её друг другу, делают ироничные репосты, но покупают ли продукт? Далеко не факт.

3. Отдел продаж недостаточно квалифицирован

Клиентов может отпугивать:

  • навязчивый или пассивно-агрессивный стиль общения;
  • некомпетентность менеджера, который не может ответить на вопросы о продукте;
  • «бардак» в отделе продаж — когда клиент ждёт ответа на запрос несколько дней или недель.

В этом случае помогут две вещи: постоянное обучение сотрудников и внедрение CRM-системы, которая снизит влияние человеческого фактора при работе с лидами.

4. Не измеряется конверсия на каждом этапе воронки

Где компания теряет потенциальных клиентов? Какой шаг даёт наилучшие результаты, а какой — наихудшие? Советуем отслеживать и измерять эти показатели, чтобы улучшить каждый этап. Удобную статистику по конверсиям на разных этапах можно получить, если вести сделки через CRM-систему.

5. Компания автоматизирует работу при некорректных данных

Опечатки или недостающая информация повышают риск потерять потенциальных клиентов и репутацию компании. Поэтому необходимо регулярно проверять базу данных: избавляться от дублей, актуализировать информацию, проверять на опечатки. В этом тоже поможет CRM-система: в ней есть, например, механика работы с дублями.

Воронки созданы для адаптации и роста. Если что-то не работает, нужно проанализировать ситуацию и улучшить её. Когда компания регулярно уточняет и улучшает воронку, это позитивно влияет на конверсию.

Читайте также

Воронка продаж: объясняем за 3 минуты

Воронку продаж придумали в 19 веке. Почему в век диджитала она всё ещё актуальна

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.