Всех, кто работает в бизнесе, можно распределить по пяти уровням. Они показывают текущее положение человека, его круг задач, а главное — становится понятно, что делать, чтобы перейти на следующий уровень.
Далеко не всем будет интересно дойти до последнего, потому что чем выше уровень — тем выше ответственность и цена принятия решения. Нормально, что сотрудник или директор уверенно чувствует себя на своей должности и не хочет расти выше. Дело здесь не в отсутствии инициативы, а в том, что это ему неинтересно.
Итак, пять уровней в бизнесе и как каждому из них поможет CRM-система.
1. Ремесленник
Ремесленником называют сотрудника, который работает в фирме, но мечтает открыть свою компанию, чтобы зарабатывать много денег. Этот уровень — самый ресурсоёмкий, потому что всё приходится делать самому: выполнять заказы, следить за доставкой, оформлять документы и заниматься клиентами.
CRM-система поможет такому ремесленнику держать всё под контролем и управлять всем из одного места. Нельзя забывать: если весь бизнес держится на одном человеке — это неустойчивый бизнес, где всё может сломаться из-за его болезни или бытовых проблем.
2. Менеджер
Менеджер — это ремесленник, который понял, что в одиночку вытянуть всё будет сложно, и нанял людей в свой проект. Однако, здесь появляется другая опасность: если у менеджера нет навыков управления проектами и людьми, всё может пойти не так. Главные компетенции, которые нужны на этом уровне — переговоры, управление проектами и работа с сотрудниками.
Менеджер может использовать CRM-систему для управления на базовом уровне — смотреть отчёты и показатели, следить за ключевыми цифрами бизнеса.
3. Директор
Если менеджер сможет развить все нужные для себя навыки, он становится директором, у которого иной круг задач: управлять теми, кто управляет другими. Тут важно умение посмотреть на ситуацию в целом, увидеть взаимосвязи между отделами и их совместной работой, грамотно общаться с подчинёнными и выстраивать систему мотивации.
CRM может формировать срезы по отделам и бизнесу в целом, помогать прогнозировать рост или сложности в отделах. Часто директор использует CRM для построения системы мотивации и поощрения, что приводит к более эффективной работе внутри компании.
4. Архитектор
У архитектора есть два направления — стратегическое планирование и техническое развитие. Его задача — видеть развитие компании в будущем и знать, какие шаги нужно предпринять. Архитектор занимается построением стратегии и тактики, поэтому часто эту роль делят на двоих, нанимая зама.
CRM на этом этапе играет справочную роль. Она помогает понять, какое направление даст наибольшую прибыль и что нужно развивать.
5. Инвестор
Цель инвестора в том, чтобы находить перспективный бизнес, вкладывать в него деньги, получать постоянную (или разовую — смотря кто как договорится) прибыль от бизнеса. При этом сам не работает и не управляет компанией, а даёт деньги на развитие и следит за тем, чтобы они использовались эффективно.
Для инвестора CRM не играет роли, потому что он не принимает решений внутри бизнеса, а только наблюдает за ним со стороны.
Для перехода на уровень выше вам нужно изучить навыки следующего уровня и научиться их применять в своей работе. При повышении будет сложно осваивать их на ходу.