Всех, кто работает в любом бизнесе, независимо от должности, можно распределить по пяти уровням. Они показывают текущее положение человека, его круг задача, а главное — с ними становится понятно, что делать, чтобы перейти на следующий уровень.
Мы понимаем, что не всем будет интересно дойти до последнего уровня, потому что чем выше уровень — тем выше ответственность и цена принятия решения. Это нормально — часто так бывает, что сотрудник или директор уверенно чувствует себя на своей должности и не хочет расти выше. Дело здесь не в отсутствии инициативы, а в том, что это может быть ему просто неинтересно.
Итак, пять уровней в бизнесе.
1. Ремесленник
Обычно это сотрудник, который работает в фирме и мечтает открыть свою, чтобы всё делать самому и зарабатывать много денег. Это самый ресурсоёмкий уровень, потому что всё приходится делать в итоге самому: выполнять заказы, следить за доставкой, оформлять документы и заниматься клиентами.
Польза CRM здесь может быть в том, что система поможет такому ремесленнику держать всё под контролем и управлять всем из одного места. Единственное, о чём нельзя забывать — если весь бизнес держится только на одном человеке, это очень неустойчивый бизнес, где всё может сломаться из-за его болезни или бытовых проблем.
2. Менеджер
Менеджер — это ремесленник, который понял, что в одниночку вытянуть всё будет сложно, и нанял других людей в свой проект. Но здесь есть другая опасность: если у менеджера нет навыков управления проектами и людьми, всё может пойти не так. Главные компетенции, которые нужны на этом уровне — переговоры, управление проектами и работа с сотрудниками.
Чтобы было проще, менеджер здесь может использовать CRM-систему для управления на базовом уровне — смотреть отчёты, показатели, следить за ключевыми цифрами бизнеса.
3. Директор
Если менеджер сможет развить все нужные для себя навыки, он становится директором, у которого иной круг задач: он управляет теми, кто управляет другими. Тут уже важно умение посмотреть на ситуацию в целом, увидеть взаимосвязи между отделами и их совместной работой, грамотно общаться с подчинёнными и выстраивать систему мотивации.
Для директора CRM может формировать срезы по отделам, бизнесу в целом и помогать прогнозировать рост или сложности в том или ином отделе. Часто директор использует CRM для построения системы мотивации и поощрения, что приводит к более эффективной работе внутри компании.
4. Архитектор
У архитектора есть два направления — стратегическое планирование и техническое развитие. Его задача — видеть развитие компании в будущем и знать, какие конкретно шаги нужно для этого предпринять. По сути, архитектор занимется одновременно построением стратегии и тактики, поэтому часто эту роль делят на двоих, например, один занимается стратегией, а его зам — тактикой.
CRM на этом этапе играет вспомогательную, справочную роль. Она помогает понять, какое направление даёт наибольшую прибыль, что нужно развивать, а что пока подождёт.
5. Инвестор
Цель инвестора в том, чтобы находить перспективный бизнес, вкладывать в него свои деньги, чтобы потом получать постоянную (или разовую — смотря кто как договорится) прибыль от бизнеса. При этом он сам не работает в нём и не управляет компанией, он просто даёт деньги на развитие и следит за тем, чтобы они использовались эффективно.
Для инвестора CRM вообще не играет никакой роли, потому что он не принимает конкретный решений внутри бизнеса, а наблюдает за ним со стороны.
Для перехода на уровень выше вам нужно изучить навыки следующего уровня и научиться их применять в своей работе. Без этого будет сложно осваивать их сразу, при повышении.