План продаж: зачем он нужен и как его рассчитать

План продаж: зачем он нужен и как его рассчитать

Алгоритм постановки плана продаж.

Компании часто работают без плана — мотивация менеджеров завязана на объём продаж. Но со временем это перестаёт работать, и тогда план продаж становится необходим.

Зачем нужен план продаж, как правильно его составлять и какие результаты он дает, рассказывает Елена Пясковская, сооснователь бренда «ИнфоСофт».

Зачем нужен план продаж

Без плана компания находится во власти менеджеров по продажам: они сами определяют, какой объём выручки принесут компании. Это плохо: продавцы работают «как хотят», а у руководства нет возможности предсказать, сколько денег фирма заработает за год. В таких условиях сложно планировать дальнейшее развитие компании.

Постановка плана продаж помогает:

  • Определять цели: каких результатов компания должна достичь через год.
  • Фокусировать руководителей и менеджеров отдела продаж на этой цели.
  • Осуществлять стратегическое планирование: что нужно сделать, чтобы получить такой оборот.

Как правильно ставить план продаж

  1. Соберите статистику по продажам хотя бы за год. Можно взять и больший период: два, три года. Чем больше цифр, тем качественнее получится собрать аналитику и тем точнее будет финансовая модель.
  2. Определите коэффициент сезонности. Он поможет спрогнозировать сезонность и правильно распределить цифры по году.
  3. Заложите рост: на сколько компания хочет прирасти.

Исходя из этих данных, родится план продаж.

Постановка плана продаж на примере

Шаг 1. Посчитайте выручку и валовую прибыль за год и в среднем за месяц

Выручка и валовая прибыль – средние цифры за месяц и год

Пример из реального кейса «ИнфоСофт»: статистика по продажам за год

Отсчитывать год необязательно с января по декабрь: можно начинать с любого месяца.

В нашем примере среднемесячный оборот — 6 530 906,43 ₽.

Шаг 2. Найдите коэффициенты сезонности

Коэффициент сезонности считается по формуле «оборот за месяц, делённый на среднемесячный оборот».

Среднемесячный оборот — 6 530 906,43 ₽. Рассчитаем относительно него коэффициент колебания по каждому месяцу.

Коэффициент колебания по каждому месяцу

Чтобы рассчитать колебания от среднего, нужно разделить оборот за месяц на средний оборот

  • В сентябре компания заработала 7 359 857,23 ₽.
  • Разделим на среднемесячный оборот 6 530 906,43 ₽.
  • Получился коэффициент 113.

Коэффициенты необходимо посчитать для каждого месяца: они понадобятся для дальнейшего моделирования.

Шаг 3. Заложите рост

Как заложить рост — самый сложный вопрос. Прежде чем ставить план по увеличению оборота на 15, 20, 30%, необходимо понять, за счёт чего этот рост обеспечивать. Важно найти точки роста и составить план действий для менеджеров. Помогут ответы на вопросы:

  • Что означает средний оборот?
  • Сколько клиентов совершили сделки за месяц?
  • Какой средний чек? Можно ли заложить значительный прирост среднего чека?
  • Сколько менеджеров сделали такой оборот?
  • Какая конверсия из лида в продажу?
  • Насколько использован потенциал клиента?

Если компания работает в узкой отрасли и рынок клиентов определённого региона полностью охвачен, закладывать рост тяжело. Тогда можно подумать о том, чтобы выйти на другие регионы.

Если ответы на вопросы неочевидны, можно заложить среднестатистическое увеличение — на 15%. Это вполне реальное значение. Также процент прироста можно вывести из среднеотраслевых показателей: проанализируйте экономическую статистику, показатели роста по отрасли, информацию о конкурентах.

Шаг 4. Создайте финансовую модель

Модель можно составить, например, в экселе:

  • Реальную среднемесячную выручку умножить на желаемый процент роста. Получится желаемый среднемесячный показатель.
  • Посчитать обороты по месяцам с учётом коэффициента сезонности. Это будет помесячный желаемый план продаж, который можно выдать сотрудникам как цель.
  • Оценить адекватность плана. Нормально, если желаемые показатели захочется снизить: например, если планов продаж до этого не было и руководитель сомневается, что сотрудники смогут достичь таких результатов.
  • Суммировать годовой итог.

Пример модели

Пример модели
  • Выводим выручку за предыдущий год. Среднемесячный показатель — 6 530 906,43 ₽.
  • С учётом желаемых 15% роста среднемесячное значение, к которому стремимся, — 7 510 542,39 ₽.
  • К желаемому среднемесячному обороту применяем коэффициент сезонности.
  • Получаем желаемый оборот по месяцам.

Как распределять план между сотрудниками отдела продаж и нужно ли его привязывать к зарплате менеджеров отдела продаж, рассказываем в статье «План продаж и зарплата менеджеров: как их связать».


––––––
Посмотрите видео о том, как ставить план продаж и как привязывать план к зарплате менеджера.

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.