Операционные бизнес-процессы: как работает компания

Операционные бизнес-процессы: как работает компания
Бизнес-процессы — модное словосочетание, которое можно услышать в любой продвинутой компании. Но иногда те, кто его использует, не всегда правильно понимает, что оно означает на самом деле.

Бизнес-процессы есть в каждом бизнесе, независимо от его уровня развития и размеров. Они есть у Газпрома и Сбербанка, где трудятся сотни тысяч сотрудников, и они есть у любого ИП, который работает один. Даже если вы думаете, что у вас в компании их нет — они есть.

Бизнес-процесс — последовательность заранее понятных действий, которые приводят к предсказуемому и нужному результату.

Это определение отличается от классического, но оно понятнее и с ним проще работать. Главное в нём — заранее понятные действия и предсказуемый результат. Например, если вы каждый квартал отчитываетесь в налоговую или сдаёте бухгалтерскую отчётность, это уже бизнес-процесс: вам ясно, что нужно делать, и вы понимаете, какой результат получится в итоге.

Закупка товаров у поставщика — тоже бизнес-процесс. У вас есть заранее понятные действия:

  • составить список товаров для закупа, 
  • связаться с поставщиком,
  • получить счёт и оплатить его,
  • принять товар,
  • поставить его на учёт,
  • оформить все нужные бумаги по сделке.

Каждая закупка проходит примерно одинаково, поэтому каждое действие можно регламентировать:

  • как составлять список, 
  • как и когда связываться с поставщиком, 
  • кто отвечает за оплату счёта, и что делать, если он слишком большой,
  • куда разгружают товар и кто это делает,
  • в какой срок товар ставится на учёт и кто за это отвечает,
  • кто оформляет все бумаги по сделке и что для этого нужно.

Если посмотреть на этот список, то можно заметить, что мы только что формализовали процесс закупок. Теперь, когда в компанию придёт новый человек и будет этим заниматься, у него уже будет готовый отработанный план, по которому нужно действовать. Предсказуемый результат в этом случае будет таким — у вас на складе или в магазине появятся нужные товары, которые уже заведены в систему и на которые есть все документы.

Если говорить строго, то бизнес-процессы делятся на три группы:

  1. управляющие → они отвечают за работу всех остальных систем,
  2. операционные → мы как раз в примерах говорили про них, именно они приносят в итоге прибыль всей компании,
  3. поддерживающие → их задача — обеспечить нормальную работу первых двух.

Про управляющие и поддерживающие мы поговорим в других статьях, а пока вернёмся к операционным — самым популярным и востребованным процессам.

Процесс продажи в В2В — тоже бизнес-процесс. Смотрите, что обычно происходит:

  • после переговоров с клиентом он соглашается на покупку,
  • вы выставляете счёт,
  • убеждаетесь, что счёт оплачен,
  • оказываете услугу или отгружаете товар,
  • оформляете закрывающие документы,


Каждый из этих шагов заранее понятен и определён — менеджеру остаётся только пройти по ним, чтобы получить нужный результат. 

Бизнес-процессы повышают прозрачность внутри компании, ускоряют работу и помогают не допустить ошибок.

Вот что нужно, чтобы начать работу с операционными бизнес-процессами у себя в компании:

  1. Выяснить, что делает ваша компания, чтобы получить прибыль: закупает товар, продаёт его, рекламирует, хранит на складе, выставляет на витрину, ведёт переговоры с клиентом и так далее.
  2. Разбить каждый из этих этапов на шаги таким образом, чтобы они приводили к понятному и предсказуемому результату, который вам нужен.
  3. Прописать ответственного за каждый шаг.
  4. Оформить это в виде документа, текста или статьи на внутреннем сайте и познакомить с ним всех участников.

Следующий материал — про управляющие бизнес-процессы.

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.