Операционные бизнес-процессы: как работает компания

Операционные бизнес-процессы: как работает компания
Бизнес-процессы — модное словосочетание, которое можно услышать в продвинутой компании. Но иногда те, кто его использует, не всегда правильно понимает, что оно означает на самом деле.

Бизнес-процессы есть в каждом бизнесе, независимо от его уровня развития и размеров. Они есть как у Газпрома и Сбербанка, где трудятся сотни тысяч сотрудников, так и у любого ИП, в котором работает хотя бы один человек.

Бизнес-процесс — последовательность заранее понятных действий, которые приводят к предсказуемому и нужному результату.

Это определение отличается от классического, но с ним проще работать. Главное в нём — заранее понятные действия и предсказуемый результат. Например, вы каждый квартал отчитываетесь в налоговую или сдаёте бухгалтерскую отчётность — это бизнес-процесс: вы понимаете, что нужно делать и, какой результат получится в итоге.

Закупка товаров у поставщика — тоже бизнес-процесс. У вас есть заранее понятные действия:

  • составить список товаров для закупа;
  • связаться с поставщиком;
  • получить и оплатить счёт;
  • принять товар;
  • поставить его на учёт;
  • оформить бумаги по сделке.

Каждая закупка проходит одинаково, поэтому каждое действие можно регламентировать:

  • как составлять список, 
  • как и когда связываться с поставщиком, 
  • кто отвечает за оплату счёта, и что делать, если он слишком большой,
  • куда разгружают товар, и кто это делает,
  • в какой срок товар ставится на учёт, и кто за это отвечает,
  • кто оформляет все бумаги по сделке, и что для этого нужно.

Мы только что формализовали процесс закупок. Когда в компанию придёт новый человек, у него будет готовый отработанный план, по которому нужно действовать. Предсказуемый результат в этом случае будет таким — у вас на складе или в магазине появятся нужные товары, которые заведены в систему и на которые есть документы.

Бизнес-процессы делятся на три группы:

  1. Управляющие → отвечают за работу всех остальных систем.
  2. Операционные → в примерах говорили про них, именно они приносят прибыль всей компании.
  3. Поддерживающие → их задача — обеспечить нормальную работу первых двух.

Про управляющие и поддерживающие мы поговорим в других статьях, а пока вернёмся к операционным — самым популярным и востребованным процессам.

Процесс продажи в В2В — тоже бизнес-процесс. Смотрите, что обычно происходит:

  • после переговоров клиент соглашается на покупку,
  • вы выставляете счёт,
  • убеждаетесь, что счёт оплачен,
  • оказываете услугу или отгружаете товар,
  • оформляете закрывающие документы,

Каждый из этих шагов заранее понятен и определён — менеджеру остаётся только пройти по ним, чтобы получить нужный результат. 

Бизнес-процессы повышают прозрачность внутри компании, ускоряют работу и помогают не допустить ошибок.

Чтобы начать работу с операционными бизнес-процессами в компании, нужно:

  1. Выяснить, что делает компания, чтобы получить прибыль: закупает товар, продаёт его, рекламирует, хранит на складе, выставляет на витрину, ведёт переговоры с клиентом и так далее.
  2. Разбить каждый из этих этапов на шаги таким образом, чтобы они приводили к понятному и предсказуемому результату, который вам нужен.
  3. Прописать ответственного за каждый шаг.
  4. Оформить это в виде документа, текста или статьи на внутреннем сайте и познакомить с ним всех участников.

Следующий материал — про управляющие бизнес-процессы.

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.