Какие бывают расходы и на чём можно сэкономить

Какие бывают расходы и на чём можно сэкономить
Рассказываем, как правильно сокращать бюджет

В кризис каждая компания стремится сократить свои расходы. Это абсолютно нормальная практика, но важно при этом не сломать бизнес, лишив его средств на стратегическое развитие. Как это сделать правильно — рассказываем в этой статье.

Есть два типа расходов, которые отличаются по своим целям и влиянию на работу компании: стратегические расходы и расходы на обеспечение.

Стратегические расходы

Стратегические расходы напрямую влияют на продажи и развитие компании. Сюда относятся:

  • зарплата менеджеров по продажам
  • зарплата руководителя отдела продаж
  • реклама
  • маркетинг
  • исследование рынков
  • создание новых продуктовых линеек

Благодаря этим расходам компания зарабатывает деньги — продаёт свои продукты и услуги, и работает над тем, чтобы таких продаж становилось всё больше. Такие расходы сокращать нельзя, потому что с ними прекратится и поток входящих денег. Бизнес по инерции может продержаться несколько недель или месяцев, но, в конце концов, у него закончатся старые клиенты, а новые не придут.

Эти расходы — как топливо для автомобиля. Без него он некоторое время ещё проедет вперёд по инерции, но в любом случае потом автомобиль остановится. Чтобы этого не случилось, установите в компании минимальный порог стратегических расходов, ниже которого опускаться нельзя. Это даст устойчивость вашей компании даже в сложные времена.

Расходы на обеспечение

Второй тип расходов — расходы на обеспечение. К ним относятся расходы:

  • на склад,
  • бухгалтерию (хотя есть часть компаний, где это можно отнести к стратегическим расходам),
  • аренду офиса и торговых помещений,
  • закупку техники и канцтоваров,
  • бесплатный кофе и печенье для сотрудников.

Эти расходы не влияют на продажи напрямую, поэтому их можно сокращать в первую очередь. Но здесь важно помнить, что эти расходы работают на поддержку бизнеса, и без них вести дела будет сложнее и некомфортнее. Поэтому каждую такую статью нужно пересмотреть и оценить, как сильно отказ от этих платежей повлияет на работу компании.

Продолжая автомобильную аналогию, расходы на обеспечение можно сравнить с тюнингом машины. Да, с новыми ковриками в салоне, стильной подсветкой и мягкой подвеской ездить комфортнее, но даже без них машина продолжить ездить. Да, это будет не так комфортно, но зато вы точно попадёте куда нужно. С другой стороны, те, кому важен комфорт в дороге, могут и отказаться от таких поездок.

Как снижать расходы

При снижении расходов следует придерживаться такой стратегии:

Каждая статья расходов считается ненужной, пока не доказано обратное.

Правило работает так: мы сокращаем все расходы на обеспечение, и потом восстанавливаем те расходы, без которых бизнес перестаёт физически работать.

Например, вы убрали расходы на услуги удалённого бухгалтера, уборку в офисе и кофе для всех сотрудников. Через два недели к вам приходит финансовый директор и говорит, что без бухгалтера компания может получить большие штрафы из-за ошибок в документах. Вы оцениваете риски и приходите к выводу, что да, эту статью расходов возвращаем.

А вот с расходами на кофе уже проще: сотрудники, конечно, будут недовольны, что у них закончился бесплатный кофе, но сама компания от этого не пострадает. Значит, пока от этих расходов можно отказаться, а как закончится кризис — подумаем, что можно с этим сделать.

В следующей статье поговорим о том, как компания может экономить на ресурсах, чтобы существенно сократить неэффективные бюджетные траты.

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.