В кризис каждая компания стремится сократить расходы. При этом важно не сломать бизнес.
Есть два типа расходов, которые отличаются по целям и влиянию на работу компании: стратегические расходы и расходы на обеспечение.
Стратегические расходы
Напрямую влияют на продажи и развитие компании. Сюда относятся:
- зарплата менеджеров по продажам,
- зарплата руководителя отдела продаж,
- реклама,
- маркетинг,
- исследование рынков,
- создание новых продуктовых линеек,
Благодаря этим расходам компания зарабатывает деньги: продаёт свои продукты и услуги, работает над тем, чтобы продаж становилось всё больше. Такие расходы сокращать нельзя, потому что с ними прекратится и поток входящих денег. Бизнес по инерции может продержаться несколько недель или месяцев, но, в конце концов, закончатся старые клиенты, а новые не придут.
Чтобы бизнес не остановился, установите минимальный порог стратегических расходов, ниже которого опускаться нельзя. Это даст устойчивость вашей компании даже в сложные времена.
Расходы на обеспечение
К ним относятся расходы на:
- склад,
- бухгалтерию (есть виды бизнеса, где это —стратегические расходы),
- аренду офиса и торговых помещений,
- закупку техники и канцтоваров,
- бесплатный кофе и печенье для сотрудников.
Эти расходы не влияют на продажи напрямую, поэтому их можно сокращать. Но важно помнить, что они работают на поддержку бизнеса, вести дела будет сложнее и некомфортнее. Поэтому нужно оценить, как сильно отказ от этих платежей повлияет на работу компании.
Расходы на обеспечение можно сравнить с тюнингом машины. Да, с новыми ковриками в салоне, стильной подсветкой и мягкой подвеской ездить комфортнее, но даже без них машина продолжит ездить, пусть и не так комфортно.
Как снижать расходы
При снижении расходов следует придерживаться стратегии:
Каждая статья расходов считается ненужной, пока не доказано обратное.
Правило работает так: мы сокращаем все расходы на обеспечение, и потом восстанавливаем те, без которых бизнес перестаёт физически работать.
Например, вы убрали расходы на услуги удалённого бухгалтера, уборку в офисе и кофе для сотрудников. Через две недели финансовый директор говорит, что без бухгалтера компания может получить большие штрафы из-за ошибок в документах. Вы оцениваете риски и приходите к выводу, что эту статью расходов возвращаем.
А вот с расходами на кофе проще: сотрудники будут недовольны, но сама компания от этого не пострадает. Значит, пока от этих расходов можно отказаться, а как закончится кризис — подумаем, что можно сделать.