Как подготовиться к внедрению CRM

Как подготовиться к внедрению CRM
На чём сэкономить, что можно сделать самостоятельно, а для чего пригласить профессионалов. Опыт компании АКАМ.

Единственная цель внедрения любой CRM-системы — увеличение прибыли: за счёт увеличения продаж либо за счёт повышения эффективности — например, когда один менеджер обслуживает больше клиентов. Это то, ради чего делается любая автоматизация.

Как подойти к внедрению, чтобы система приносила прибыль, а не убытки? Что можно сделать самому, на чём сэкономить, а что делать не рекомендуется? Рассказывает Пётр Петрухин, директор компании АКАМ.

АКАМ — эксперт в бизнес-процессах продаж. Разрабатывает отраслевые модули для 1С:CRM, реализует проекты по доработке и внедрению CRM.

Как подготовиться к внедрению CRM

Что можно cделать самостоятельно

Собрать команду энтузиастов по внедрению CRM. Желания одного генерального директора, который хочет внедрить CRM, недостаточно. Полезно привлечь ключевых пользователей — тех, кто будут «спонсорами» и апологетами CRM внутри компании. Без них CRM‑системы не внедряются или внедряются только на бумаге.

Обычно во время внедрения собственник встречает сильное сопротивление сотрудников: CRM кажется ненужным усложнением и прихотью начальства. Чем больше будет единомышленников, поддерживающих идею CRM, тем проще пройдёт адаптация команды к новому формату работы.

Описать требования и «хотелки». Просто открыть любой документ и начать писать. Работать можно самостоятельно или в команде — и фантазировать как угодно. Обычно получается список из 20–50 требований. Список передайте партнёру по внедрению CRM: он подскажет, какие задачи получится решить быстро и без доработок.

Рекомендуем проанализировать список и прежде всего закрыть боли, которые были у компании и три года, и пять лет назад. Также в приоритете боли, которые относятся к автоматизации отдела продаж или CRM‑системы.

Когда CRM-система начнёт работать, компания получит обратную связь и дополнительный доход — его можно будет реинвестировать в продолжение внедрения.

Техническая рекомендация: самостоятельно встроить модуль 1С:CRM. Если вы используете типовые решения 1С:ERP, 1С:Комплексная автоматизация, 1С:Управление торговлей, процесс займёт всего 8 часов. Встроить модуль 1С:CRM может штатный разработчик: инструкция предоставляется в комплекте с дистрибутивами.

Проверить интеграцию CRM с вашей телефонной станцией, соцсетями и мессенджерами.

Что не рекомендуем делать

Внедрять CRM, когда руководитель к ней совершенно не готов. Например, лишь потому что это модно, посоветовали партнёры или друзья, сложилось впечатление, что CRM — таблетка от всех болезней. Тогда CRM‑система не принесёт ожидаемых результатов — только трату времени всей компании, денег и разочарование.

Перед внедрением CRM детально описывать процессы и делать подробное ТЗ. Если в компании процессы ещё не выстроены, их трудно описать. Возникает ряд вопросов:

  • Кто будет описывать процессы внутри компании?
  • Кто расскажет о том, как они работают?
  • Кто поймёт то, что написали?
  • Главный вопрос: кто и как это будет использовать?

Ошибки пользователей и непонимание работы с системой не исчезнут, если написать бизнес-процессы на бумаге. Бизнес‑процессы должны сначала «прижиться» на руководящих должностях. Затем их можно перекладывать на систему автоматизации.

Делать внедрение CRM полностью самостоятельно. Опыт показывает, что 98% таких проектов завершится неудачей. Можно взять в команду внешнего бизнес‑аналитика, и вероятность успеха будет выше, но это уже дополнительные затраты. Поэтому лучше не рисковать и сразу обратиться к специалистам по внедрению.

Тянуть с внедрением. Если в списке требований и «хотелок» отражены явные проблемы с потерей клиентов или сделок при передаче между отделами, компания регулярно получает претензии от клиентов, пора заняться внедрением CRM.

CRM — это деньги. Чем раньше она появится, тем быстрее компания начнёт зарабатывать. Конечно, не стоит забывать, что руководство компании должно быть готово к внедрению :)

Некоторые клиенты АКАМ медлили с внедрением несколько месяцев или даже лет: сначала хотели решить внутренние организационные моменты, например, переход на новую АТС или сервер, другие технические задачи, поиск внешнего консультанта для описания процессов и так далее.

Собственный пример компании АКАМ

Пётр Петрухин: «Мы работали на предыдущей 1С, и я принял решение поставить 1С:CRM отдельно. Даже не загружая клиентов в систему, мы начали вести учёт по клиентским активностям. Постепенно мы полностью перешли на 1С:CRM. Сделайте то же самое: наладьте базовый обмен с текущей IT‑системой. Это даст эффект».

Автоматизировать мечты. Не стоит автоматизировать отдел, которого ещё не существует: у которого нет начальника и не выстроены процессы. Если этот отдел есть только в голове и хочется сделать сразу же идеальную картину, увы, так не получится. Нужны практика, опыт и люди, с которыми запускать автоматизацию.

Внедрение CRM: что можно, а что лучше не делать самостоятельно. В одной картинке

Что можно и нельзя делать самим при внедрение СRM

––––––
Подробнее о типовых ошибках при внедрении — в прямом эфире.

Поделиться статьей
Подпишитесь на рассылку
Отправляем материалы, которых не будет на сайте, без цензуры и купюр
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправляя адрес эл. почты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб‑сайт media.1crm.ru используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб‑сайтов, вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности media.1crm.ru и применением этих технологий.